Блог

Как одеться на собеседование: кейс из копилки имидж-консультанта


Стилист делового образа, сертифицированный имидж-консультант и карьерный коуч ACSTH, эксперт по оценке лидерских компетенций, M.A.NLP. 12 лет опыта в сфере HR, executive search и частной практике. Специалист в сфере ценностного имиджа и развития карьеры, работает на стыке имиджеологии, психологии и карьерных технологий.
На собеседовании кандидата всегда «встречают по одежке». Тем не менее, профессионалы, увлеченные работой и бизнес-задачами, часто недооценивают роль имидж-коммуникации в их карьере и профессиональном позиционировании. Рассказываем, как одеться на собеседование, когда речь идет о переходе на лидерскую должность.
К карьерным консультантам чаще всего обращаются клиенты с жалобами:

— В моей компании меня не замечают и не ценят!

— Я давно готов(а) к лидерской роли, но руководство будто не видит этого.

В таких ситуациях клиент чувствует себя разочарованным и стремится найти новую работу, где предложат должность с более высоким уровнем дохода и будут ценить сотрудника. Зачастую попытка сменить работодателя помогает вскрыть истинные причины, мешающие достичь новую цель.

Невозможность подняться на новую карьерную ступень часто связана с ошибками в позиционировании себя и несоответствии внешнего образа с тем, как человек ощущает себя внутри, и как заявляет о себе. В таком случае говорят об отсутствии конгруэнтности — целостности вербального и невербального сообщения. Это сразу же подрывает доверие в любой коммуникации. Особенно обидно бывает, когда профессиональные компетенции теряются на фоне несоответствующего внешнего имиджа.

Как одеться на собеседование и не допустить ошибок, выбирая образ? Ведь промахи обходятся особенно дорого: во время интервью у нас есть только один шанс расположить к себе интервьюера и произвести правильное впечатление. Правильный образ поможет выйти на новый уровень управленческой карьеры.
Девушка в нежно-розовом костюме и голубой рубашке сидит на офисном стуле. Деловой стиль — лучший выбор для собеседования
Свежий образ в деловом стиле — отличный выбор для собеседования и выхода на работу

Имидж кандидата и карьерный рост: реальный случай

Клиентка: женщина, руководитель среднего звена крупной российской производственно-торговой компании, 34 года. Обратилась к карьерному консультанту, чтобы получить должность директора коммерческого департамента. На прошлом месте работы ее не ценили, несмотря на несколько успешно реализованных масштабных проектов и лояльность работодателю.

Стратегия поиска работы и прекрасное резюме принесли свои результаты. Кандидатку начали приглашать на интервью.
Проблема встала остро, когда карьерный консультант и клиентка столкнулись с повторяющимися отказами после второго этапа собеседований.
После одного из интервью с потенциальным работодателем кадровому агентству передали обратную связь. Оказалось, что кандидатку трудно воспринимать как руководителя, который должен быть вдохновителем перемен и проводником инновационных подходов для своего департамента. И это несмотря на прекрасное резюме и впечатляющие профессиональные компетенции!

Впоследствии карьерный консультант выяснил, что на первое собеседование кандидатка надевала единственный более-менее актуальный костюм, который купила недавно. На последующие собеседования она приходила в старомодной обуви, плохо сидящей безликой блузке и такой же юбке. Такая одежда не способствовала образу современного уверенного руководителя, способного вести команду к переменам и амбициозным целям. Неудивительно, что впечатление от кандидатки было двойственным и не создавало целостного образа авторитетного энергичного лидера.

Карьерный консультант подключил к работе имидж-эксперта. Эксперт провел ревизию стиля и гардероба, клиентке помогли избавиться от «сорняков стиля», мешавших уверенно двигаться к новой карьерной цели.
Бесплатный мини-курс
по карьерному консультированию

Узнайте, как стать карьерным консультантом и получить дополнительную возможность дохода и развития

Что сделали во время работы?

  • Проанализировали специфику должности и задачи по впечатлению;

  • скорректировали прическу;

  • составили небольшую, но эффектную деловую капсулу, которая подтверждала вербальную самопрезентацию клиентки и вызывала доверие к компетенциям и новой лидерской роли.
На следующем этапе отбора конгруэнтность коммуникации перестала вызывать сомнения, и клиентка вышла на новую работу в новом качестве и с новыми ресурсами уверенности в себе.
Единого дресс-кода на собеседование не существует. Выбор одежды зависит от многих факторов:

  • наличия или отсутствия формального дресс-кода;

  • корпоративной культуры и ценностей компании;

  • статуса и специфики роли;

  • места встречи и даже личных предпочтений интервьюера
Девушка в синем костюме развалилась в красном кресле. Имидж кандидата — это не только одежда, но и жесты, мимика
Задача собеседования — расположить интервьюера. Поза, мимика и жесты — тоже важная часть невербального образа.

Чек-лист: как одеться на собеседование

Рассмотрим базовые правила, которые помогут создать доверие и привлечь внимание к вашим профессиональным компетенциям.
1
Опрятность
Не всегда очевидно, как одеться на собеседование и с чего начать подбор образа. Возможно, это звучит банально, но первое требование к внешнему виду на собеседовании — это опрятность: чистые, аккуратно уложенные или собранные волосы, уместный маникюр, чистая обувь и одежда, ненавязчивый аромат парфюма. На опрятность невольно обращают внимание в первую очередь, это база, на которой строится имидж кандидата.
2
Ухоженность
Общая ухоженность, укладка и деликатный макияж у женщины расскажут об уважении к себе и окружающим, высоком уровне жизненной энергии, поднимут статус кандидатки в глазах интервьюера.
3
Деловой стиль
Что касается выбора одежды, для большинства профессиональных ролей предпочтителен современный деловой стиль или его элементы в формате смарт кэжуал. Даже если вы — специалист творческой сферы или в вашей профессии принят расслабленный стиль одежды, жакет или пиджак в образе продемонстрирует профессиональный настрой и уважение к компании-работодателю.
4
Подходящие цвета
Избегайте ярких, кричащих цветов одежды, если вы не представитель творческой сферы. Гораздо безопаснее использовать нейтральные цвета, однозначно трактуемые в бизнес-коммуникации. Спокойные оттенки синего, бежевого или серого в костюме наиболее универсальны. Использовать черный цвет крайне нежелательно, так как он транслирует закрытость и недоступность для общения.
5
Соответствие одежды и должности
Главная задача на собеседовании — продемонстрировать ваше соответствие роли, на которую вы претендуете. Внимательно ознакомьтесь с требованиями к кандидатам, сфотографируйте себя или снимите видео в подготовленном образе. Посмотрите на себя глазами стороннего наблюдателя: человек на фотографии или видео внешне соответствует требованиям должности?
6

Внимание к деталям
Особое внимание стоит уделить портретной зоне, чтобы помочь собеседнику слушать вас и удерживать внимание. Женщинам в этом поможет уместный оттенок помады и лаконичные серьги. Мужчинам — аккуратная укладка. Если у мужчины на лице есть усы или борода, им нужно придать аккуратную форму.
7
Стильные аксессуары
Другая важная задача — выделиться и запомниться. Для этой цели хорошо использовать интересный цвет или аксессуар — например, актуальную брошь, стильно завязанный платок или очки в необычной оправе, которая подходит вашему типу лица.
8
Актуальность образа
Выбирайте актуальные фасоны. За последние 10 лет деловой стиль претерпел серьезные изменения. Откровенно устаревшие, чрезмерно консервативные элементы одежды и обуви могут серьезно понизить ваш статус. Особенно это касается управленческих позиций. Если человек использует старомодную одежду, он невольно воспринимается «застрявшим во вчерашнем дне», транслирует закрытость к изменениям. А управление изменениями сейчас — одна из ключевых компетенций любого профессионала.
9
Правильный фон для онлайн-собеседования
Если нужно одеться на собеседование, которое будет проходить онлайн, внимательно отнеситесь к выбору фона и хорошему освещению. Лучше всего располагаться лицом к окну при дневном свете или использовать лампу для видеосъемки. Помните, что удерживать внимание онлайн сложнее: ваш макияж, прическа и верхняя часть образа должны быть максимально продуманными и проверенными заранее. Одежда также должна быть опрятной и стильной. Постарайтесь выбрать нейтральный фон — это может быть стена или книжный шкаф. Кровать, кухонный гарнитур или гора постиранной одежды — не лучший фон для видеособеседования.
10
Позитивный настрой
Не забывайте и о самом важном элементе невербального образа — спокойной доброжелательной улыбке, демонстрирующей расположение и интерес к собеседнику.

Заключение

При переменах в жизни и карьере мы должны вовремя менять имидж. И не только для того, чтобы сообщить об этих переменах окружающим, но и для самих себя. Ведь когда в зеркале мы видим подтверждение своего нового статуса, мы чувствуем и ведем себя по-другому. Это отражается в наших невербальных сообщениях, способствует доверию и значительно упрощает достижение целей коммуникации.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Научитесь помогать клиентам готовиться к собеседованиям не только внутренне, но и внешне

На спринте «Имидж кандидата как фактор успеха на собеседовании» вы научитесь помогать своим клиентам формировать нужное впечатление на собеседовании и при выходе на работу с помощью имиджа.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...