Блог

внутренняя мотивация при работе с коучем

карьерный коучинг
Начальник отдела по подбору на экспертные позиции в международном банке Home Credit Bank.Специализация: рекрутинг, привлечение талантов, индивидуальные карьерные консультации.
Профессиональный опыт: 8 лет опыта работы в сфере рекрутинга в международных и локальных компаниях. Опыт в HR консалтинге и управлении.
Назым Осербаева
Начальник управления по привлечению, адаптации персонала и внутренним коммуникациям в международном банке Home Credit Bank.
Профессиональный и сертифицированный коуч Eriсkson International.
Специализация: рекрутинг, бизнес коучинг, командный коучинг.
Профессиональный опыт: 10 лет опыта в Big4 и Home Credit Bank, опыт в HR консалтинге и управлении
В последние несколько лет много рассуждений на тему профессий, которые заменит искусственный интеллект через 10-20 лет и какие профессии останутся за людьми. На пике популярности будут психологи, консультанты и коучи, ведь человеческое общение невозможно заменить роботом. Буквально 30 лет назад на территории СНГ никто не знал о профессии коуча, а сейчас результаты коучинга все больше и больше завоевывают сердца людей.
Коучинг – это стиль жизни успешных людей. У преуспевающих бизнесменов есть личные коучи и консультанты, которые помогают найти предназначение, раскрыть потенциал, поддерживать внутреннюю мотивацию и находить внутренние ресурсы.

За последние годы интерес к карьерному коучингу набирает обороты, особенно в период пандемии. Глобальные изменения в мире привели к переоценке ценностей. Мы, как специалисты в области привлечения талантов видим, что сейчас у соискателей изменилось отношение к карьере: человек не стоит на месте, для него кроме заработной платы и корпоративных бенефитов, стали приоритетными - новые цели и интересные челленджи (от англ challenge - вызов). Как результат этих изменений, люди ищут помощи карьерных коучей.

Более того, на рынке труда требования к кандидатам тоже изменились. Помимо технических навыков, очень важны и гибкие навыки (от англ soft - гибкие, подразумевается «личные навыки»). Например, в Банке Хоум Кредит для того, чтобы быть успешным на своей позиции помимо профессиональных знаний и навыков, мы ценим такие компетенции как: мыслить шире, готовность к изменениям\гибкость, предприимчивость и т.д.

Банк Хоум Кредит развивает поддерживающую культуру, где каждый сотрудник имеет возможность обратиться к сертифицированному корпоративному коучу. Запросы сотрудников самые разные от личных до профессиональных, такие как:

  • обрести уверенность и найти мотивацию
  • научиться расставлять приоритеты и не выгореть
  • выявить свои сильные стороны
  • увеличить свой доход или получить повышение
  • научиться планировать свою карьеру
  • найти баланс между работой и личной жизнью

Важно отметить, что в отличие от консультантов и менторов, коучи не советуют, не дают готовых решений, не делятся своим опытом, а также не рассуждают о прошлом как психологи. Коуч поддерживает внутреннюю мотивацию, помогает найти ресурсы и потенциал, готовит задел на будущее. Если говорить образно, то коуч это ваш партнер, задача которого задавать вопросы, которые помогут клиенту найти правильные ответы и создать мотивирующую среду для раскрытия вашего потенциала.

Коучинг полностью пронизан идеей внутренней мотивации. Признак хорошего коучинга — это наличие у клиента внутренней мотивации в самом конце коуч-сессии для дальнейшего самостоятельного управления своим развитием.

Коучинг должен основываться на доверии и честности. Иначе клиент не будет брать на себя ответственность, следовать своему плану и прикладывать усилия для достижения своей цели. Уже в начале коуч-сессии необходимо согласовать с клиентом условия работы и ознакомить с принципами коучинга. Коуч должен проанализировать запрос клиента, определить его мотивы, стили мышления и поведения. Необходимо изучить клиента, чтобы говорить на его языке.

Существует разные инструменты коучинга для работы с внутренней мотивацией. Ниже мы предлагаем технику коучинга «4 вопроса планирования», которые помогут клиенту найти выход из сложной ситуации, ответы на свои вопросы, а также поддержать внутреннюю мотивацию и повысить свою осознанность:
Вдохновить клиента и помочь ему ответить на вопрос: «Чего я хочу?»

Первая задача коуча на стадии вдохновения – это найти истинную цель клиента. Внутренняя мотивация всегда зависит от качества поставленных целей. Запрос клиента не всегда является его истинной целью. Чаще всего, клиенты не осознают, что за первоначальным запросом кроется тот самый важный вопрос, ответ на который они ищут давно. Поэтому запросы должны пройти через фильтр ценностей и приоритетов. Очень важно определить систему ценностей клиента перед тем, как формулировать ключевую цель.

Человек счастлив, если его поведение и действия соответствует ценностям. Человек несчастен, когда действует вразрез важным для него вещам. Осознав свои ценности, можно качественно изменить свою жизнь. Ценности – это то, ради чего человек готов предпринимать усилия. Это то, что закладывается в нем в раннем детстве, то, что дает человеку энергию и ресурсы. Поэтому данный блок в коучинге заслуживает отдельного внимания.
Обычно у людей 5-7 основных ценностей. С помощью cпециальных коучинговых инструментов и сильных вопросов запрос клиента можно проверить на соответствие этим ценностям, таким образом найти его ключевую истинную цель.

Вот пример запроса клиента: «Как решиться на изменения, если не хватает уверенности и поддержки? От своей текущей работы не испытываю радость»

Если текущая компания, работа, окружение не соответствуют ценностям клиента, это может быть причиной его выгорания и неудовлетворенности. Осознание этого - толчок для клиента, чтобы принять решение изменить ситуацию.

Допустим, ключевые ценности клиента следующие: ответственность, поддержка, развитие, свобода и признание. Если клиент ценит свободу, на текущем месте работы подвержен тотальному контролю и работает под авторитарным руководством, кроме того полностью лишен поддержки своих коллег и не развивается, о ресурсном состоянии клиента можно и не говорить. Как только клиент осознал свои ценности, свой истинный запрос и причину проблем, начинаем работать над формулировкой ключевой цели по SMART. Поможет в этом техники визуализации конечной цели и шкалирование. На данном этапе важно клиенту помочь представить тот конечный результат, который он получит, когда справится поставленной задачей. Так клиент может более ясно увидеть и сформулировать свою ключевую цель.
Что будет для тебя 10 в решении этой задачи?

Шкалирование – базовая техника в коучинге, которую можно применить абсолютно на всех этапах коучинга. Данный инструмент поможет поддерживать внутреннюю мотивацию клиента. Ведь постоянно сверяясь с намеченным путем во время движения к цели, клиент будет видеть динамику своего развития.
Ответить на вопрос: «Как я могу этого достичь?» и составить план действий

Вот мы определились с целью. Теперь необходимо приступить к составлению плана действий. С помощью продвигающих вопросов коуча клиент составляет план действий. На данном этапе важно определить ресурсы, которые помогут в реализации этого плана:

  • Какой первый шаг ты сделаешь в течение 72 часов?
  • Кто или что сможет помочь тебе в достижении твоей цели?
  • Какие качества, навыки тебе необходимы на пути к цели?
  • Кто-нибудь из твоих знакомых достиг той же цели? Как им это удалось?
  • По какому пути ты готов пойти?
  • Каковы следующие три шага? Что ещё?
  • Какими способами можно добраться до 10?
  • Ты учел возможные препятствия?
„Если Вы решили что-то сделать, но не начали это делать в течении 72 часов — в 85% случаев Вы не сделаете это никогда!" — Бодо Шефер

Когда план действий составлен, клиенту необходимо сделать первый шаг к своей цели в течение 72 часов. Почему 72 часа? Визуальный мозг человека думает, что свизуализированная успешная картинка клиента происходит на самом деле и если сделать первый шаг на пике этой визуализации, это повлечет за собой колоссальные изменения. Необходимо поставить дедлайн и контрольные встречи для оценки результатов. Чтобы заставить мозг поверить в успех, нужно начать действовать.


Ответить на вопрос «Почему это важно для меня?» и помочь клиенту поддерживать внутреннюю мотивацию

Клиент на этапе определения ключевой истинной цели и планирования может вдохновиться, а на этапе реализации может столкнуться с препятствиями и охладеть к цели. Причин много: лень, сомнение, окружающие люди и т.д.

На данном этапе важно помнить теорию Пола Маклина, американского врача и нейробиолога. По его теории у человека есть 3 мозга: неокортекс (или аналитический мозг) – отвечает за рациональное мышление, лимбический мозг (эмоциональный мозг) – отвечает за эмоции и чувства, рептильный мозг – отвечает за действия.

Теперь давайте разложим все по полочкам. Аналитический мозг принял решение, а реализовать должен эмоциональный мозг, который любит комфорт и привычную рутину. Без сигнала эмоционального мозга рептильный мозг, который отвечает за действие не будет работать.

Соответственно, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию клиента важно отмечать и обращать внимание клиента на даже небольшие его успехи. Очень важно создавать позитивные эмоции в процессе, чтобы клиент не охладел к своей цели и не разочаровался на стадии реализации своих планов. Таким образом, клиент все больше и больше будет верить в свои силы.

Более того, полезным умением на данном этапе для коуча будет способность бросать своему клиенту вызовы. Это очень сложная и тонкая работа.
Ответить на вопрос «Как я узнаю, что достиг результата?» и помочь клиенту усилить и преумножить внутреннюю мотивацию

В процессе выполнения задач по плану действий видение клиента как достичь свою цель может меняться, соответственно и сам план. Клиент уже более ясно будет себе представлять конечный желаемый результат. На данном этапе в помощь снова приходят сильные продвигающие вопросы и инструмент шкалирование:

  • Как ты узнаешь, что добился успеха?
  • Как ты поймешь, что достиг желаемого?
  • Что будет для тебя 10 из 10, когда ты достигнешь своей цели?
  • Что измениться в твоей жизни? Как ты себя будешь чувствовать?
Цель данного этапа – помочь клиенту заякорить свою цель, усилить и преумножить внутреннюю мотивацию.

На данном этапе клиент должен уметь:

  • самостоятельно работать над своей внутренней мотивацией и поддерживать себя
  • уметь ясно формулировать свою цель и планировать
  • уметь находить в себе силы для реализации плана, несмотря на преграды на пути
И это будет признаком успешной работы.


Приглашаем на курс «Коучинг для карьерных специалистов»

Здесь вы научитесь применять на практике коучинговые инструменты для прояснения карьерного запроса, определения ценностей и сильных сторон клиента, мотивирования к осознанному построению карьеры. Вы получите все коучинговые компетенции, выработаете практические навыки проведениясессий для успешного быстрого старта работы в качестве карьерного коуча.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...