Блог

Мой первый опыт консультирования

кейсы
Как я провела консультацию по методике профориентация.
Катерина Скачкова


Как же давно я не писала сочинений, изложений, эссе.

Тут вполне можно было бы использовать тему «Как я провел лето». А все потому, что мое лето 2021 года было посвящено учебе в Школе Карьерного Менеджмента и именно освоению методики DH.

Начну с того, что я никогда не любила психологию. Вот, не мое и все. Я, скорее, про лингвистику, филологию и творчество. Но психология, так или иначе, настигала меня в жизни постоянно.

Потом случились рабочие задачи, где мне было поручено заниматься темой профориентации подростков в Детской библиотеке. Казалось бы, я заняла свою нишу! Вот она – филология, книги, наши чудесные маленькие читатели. Но не тут то было! Пришлось погружаться в психологию и много читать о подростках и профессиональном самоопределении.

Признаюсь, меня все это жутко раздражало. Мне не нравилась ни психология, ни профориентация. Моя работа превратилась в хаос из тестов, кучи однотипной, информации в интернете, скудного набора книг из библиотечного фонда и статей из стаааааарых журналов. Я понимала, что работать с тестами не могу, потому что я преподаватель истории в профессии библиотекаря, и тесты – не моя сфера деятельности.

Я написала Проект по профориентации «Мое время - Мой выбор», в котором постаралась собрать воедино все предлагаемые библиотекой мероприятия, циклы, программы, имеющие хоть какое-то отношение к теме профессий. Но тема профориентации продолжала меня раздражать. Мне хотелось вернуться к моим маленьким читателям и детской книге…

А потом неожиданно в жизни моей дочери случились перемены. Из спортсмена с перспективой получения КМС по плаванию ребенок «переквалифицировался» в… иллюстратора комиксов «манга». Мы вместе переживали, много разговаривали, рисовали (а ведь она рисовала всегда!), анализировали, почему так получилось. Для себя я поняла в тот момент 2 вещи:

- амбиции родителей не равны амбициям ребенка;

- я определенно хотела бы помогать подросткам и родителям именно в теме профессионального самоопределения; я хочу быть профессионалом.

Так я стала слушателем доступных вебинаров и уроков, а спустя месяц приняла решение учиться и именно в ШКМ.

Теперь за плечами курс, первые практикумы и реальная консультация с подростком и родителем.

Кажется, я должна оценить эффективность своей работы. Что там у меня с показателем «Амбициозность» по итогам тестирования?.. Амбициозность – 15. Буду повышать!

Итак, я абсолютно удовлетворена проделанной работой! Я анализировала, сопоставляла показатели, использовала записи конспектов, сделанные в ходе занятий, придерживалась плана, чтобы грамотно выстроить последовательность сессии с клиентом, опираясь на полученные знания. Было нелегко! Меня неоднократно настигал «комплекс самозванца» и былые страхи о психологии, но я справилась! Я в полном объеме усвоила информацию курса и готова к дальнейшей продуктивной работе!

Уверена, пройди я тестирование по методике DH сегодня, мой показатель «Амбициозность» увеличился бы значительно!

Если же говорить об эффективности проделанной работы именно, то, на мой взгляд, определить ее сейчас не представляется возможным. Консультация проведена. Клиенту необходимо время для усвоения информации, обсуждения и размышлений. По результатам тестирования был составлен чек-лист и предложены рекомендации для дальнейших действий. Мы остаемся на связи с подростком! Я готова помогать! Главная моя награда – отклик от родителя и ребенка. Это очень вдохновляет.

Я много работаю с детьми: просвещаю, развлекаю, читаю вслух. Пришло время для #Профориентации! Мой интерес на сегодня – групповое консультирование, родительские собрания и педсоветы!

Ой, ну, все! Амбициозность достигла предела и ворвалась в космическое пространство.

Можно немного расслабиться.

Пойду, пожалуй, выполню упражнение «Линия жизни» и побуду футурологом…
Открытые уроки по профориентированию подростков. Запишитесь и получите бонус "Чек лист: как профориентатору продать свои услуги"!
Кожемякина Юлия

Я достаточно долго решалась, идти ли мне на этот курс. Пожалуй, самым большим страхом была (и пока остается) ответственность. По сути дела, мы берем на себя очень важную роль проводника в профессиональное будущее человека. Всегда есть сомнения – насколько ты имеешь на это право, насколько ты компетентен, верно ли ты расшифровал тест и правильно ли понял подростка. С одной стороны, я по опыту моей работы и по опыту моего родительства знаю, насколько профориентация сейчас важна. Мир очень быстро меняется, вокруг слишком много соблазнов и ложных мотивов, сориентироваться в этом пространстве сложно порой даже взрослому, не то что подростку. Но рука об руку с важностью профориентационной деятельности идет боязнь ошибиться, направить по неправильному пути. Помимо незрелой компетентности злую шутку могут сыграть самые разные нюансы, начиная от настроения подростка в момент тестирования и консультации, до его впечатления от недавно просмотренного фильма, который произвел сильное впечатление.

Я осталась очень довольна тем, что все-таки решилась пойти на курс. Во-первых, потому что полученная информация действительно очень структурная, объемная, полезная и мотивирующая. Отличная обратная связь и возможности коммуникации с коллегами очень поддерживали. Во-вторых, я горжусь собой – я это сделала. Ну, почти.. : ).

Результатами проведенных, пока немногочисленных, консультаций я, в целом, довольна. Мне удалось создать располагающую, доверительную атмосферу, общение было комфортным. Отзывы родителей и подростков очень вдохновляющие и мотивирующие. Я чувствовала себя достаточно уверенно и мне нравится быть в этой сфере. Как и в любом другом новом начинании, довольно быстро появилось понимание, что чем больше я пытаюсь узнать, тем бОльшие горизонты неведомого, но такого нужного знания открываются. Черновой план развития составлен, идем вперед!

Светлана Новикова

Клиентом был студент, который поступил в прошлом году в СПб в Технологический институт.

В первые минуты заметно волновался, но мы быстро установили доверительные отношения.

Главной его трудностью был запрос. Он мучился над ним сутки перед встречей. Было видно, что у него очень много вопросов. И он воспринимает меня, как «гадалку» , которая магическим способом сейчас все ему расскажет. В итоге он озвучил: чтобы я помогла ему определить запрос на текущую сессию. Я рассказала ему о методике, о реальности того о чем мы можем поговорить. И мы вместе определили: посмотреть его профиль, найти сильные и слабые стороны, определить сферы интересов.

Дальше двигаясь по отчету, задавая открытые и уточняющие вопросы, я провела сессию.

Мне понравилось, что разговор был живой. Мы оба приводили примеры из жизни и были на одной волне. Иногда он прерывался „а вот это мне надо записать!" Я искренне восхищаюсь креативными людьми, а парень очень креативен, но не знает точку приложения своего таланта. Он пошел на программирование, но его душа хочет что-то создавать и быть причастной к чему-то круто-новейшему. И когда он воскликнул: «если бы я побывал при каком-то открытии, то посчитал бы, что жизнь удалась!» Я увидела, как загорелись его глаза, и поняла, что он открыл тайну своего сердца.

Я дала ему домашние задания, в том числе смотреть и читать футурологов.

Его обратная связь поначалу была скромной, он долго и тщательно переваривает информацию. Сегодня прислал еще одно спасибо!

Была ли я эффективной? Думаю да! Процесс пошел!


Приглашаем на курс «Профориентатор будущего»

Вы получите пошаговую инструкцию для работы с подростками: с разбором сложных случаев и основных возражений. Поймете, как строить программу карьерного консультирования подростка с момента запроса: от тестирования и анализа результатов до построения образовательного маршрута и рекомендаций учебных заведений. А также получите уникальный тест по профориентации и обучение методике его использования.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...