Блог

В поисках самореализации

Типология клиентских запросов по поиску любимого дела.
карьерный коучинг
Коуч и консультант по карьере и бизнесу. Ex-ТОП менеджер Руководитель 40+ проектов в сферах HR, Digital, стратегического планирования, оптимизации процессов и организационного развития в Hoff, Zolla, Standartpark
Самый главный запрос, с которого начинается поиск работы мечты - это а чего же я хочу?
В этой статье поделюсь типовыми проблемами, которые заставляют клиентов задуматься о том, что текущая деятельность не является работой мечты, и начать поиск любимого дела/призвания/предназначения.

1. Работа мне нравится, все хорошо - и зарплата, и руководитель, и коллектив. Но мне чего-то не хватает. Хотелось бы чего-то большего. Наверное, нужно менять работу.

Как правило, такой запрос связан с тем, что клиент достиг 3 или 4 уровня пирамиды Маслоу, когда базовые потребности уже удовлетворены, рабочие процессы налажены, и хочется чувствовать свою принадлежность к чему-то большему или быть лидером в каком-то направлении.

Конечно, фирмы с сильной корпоративной культурой заранее заботятся о том, чтобы сотрудники чувствовали свою принадлежность и могли проявлять свои лидерские качества в разных направлениях — от профессиональных до творческих конкурсов, карьерных маршрутов, грейдов и т.д.

Но если это единственный юрист в маленькой фирме, то для него какой-либо рейтинг внутри фирмы вряд ли возможен.

Таким клиентам я советую не торопиться менять место работы, а попробовать сначала занять лидерскую позицию в своей карьере самостоятельно, не ожидая ничего от работодателя.

  • организовать корпоратив или иное мероприятие,

  • собрать коллег из других фирм в своей сфере на бизнес-завтрак или мастермайнд,

  • начать монетизировать свою экспертность в соц. сетях - т. е. завести блог,

  • писать статьи в профильные СМИ,

  • стать преподавателем или куратором в какой-то школе/университете.

Все это поможет сместить фокус внимания с основной работы, позволит почувствовать свою востребованность и значимость как профессионала, принадлежность к сообществу.

2. Я достиг потолка в своем развитии - пора двигаться дальше. Но не понимаю, куда.


С такими клиентами я сначала выясняю, что именно из себя представляет их "потолок" и что хотелось бы в идеале.

Потому что после анализа запрос может оказаться аналогичным п. 1 - тогда может оказаться, что работу менять не нужно.

Достаточно начать экспертную карьеру параллельно с основной работой.

Иногда удается выяснить, что возможности для развития есть и на текущем месте.

Если же действительно необходимо развитие - смотрим дальше реестр интересов, подбираем подходящие профессии и составляем план перехода в новую сферу, в т. ч. открытие бизнеса.

Иногда оказывается, что клиент на самом деле знает, чего он хочет. Но не признается себе в этом, т. к. цель кажется далекой и/или недостижимой.

3. Хочу большего - выше доход, выше должность. На этой работе это невозможно. Какие другие варианты мне подойдут?

Запрос аналогичен п. 2 и п. 1.

Как правило, это очень амбициозные клиенты, которым я прежде всего предлагаю проверить их цели на истинность.

У нас часто много навязанных семьей, обществом, собственным Эго желаний об успехе, выражающемся в высоком доходе и статусе.

В ходе анализа может выясниться, что эти желания не истинные, и под ними скрываются совсем другие потребности.

Если желание истинное - начинаем подбирать варианты.

4. У меня множество талантов и хобби - не понимаю, как между ними выбрать.

Попытки вместить все свои интересы в одну профессию, как правило, удаются крайне редко.

Часто у клиентов присутствует страх, что если выбрать что-то одно - на всех остальных увлечениях придется поставить крест.

Таким клиентам я предлагаю сделать своей основной работой 1-2 своих таланта, остальные переместить в экспертное развитие (см. п. 1) и личную жизнь.

В таком случае важно, чтобы работа занимала не более 8, а лучше 4-6 часов в день - и остальное время посвящать развитию своей экспертности.

Опять же когда-то это возможно в рамках текущей работы. Если нет - тогда начинаем составлять профиль работы мечты и составлять план по ее получению.

5. Я не достигаю успеха в своей работе - значит, это не мое, нужно менять.

Понятие успеха у каждого свое. Но обычно это деньги и некий статус.

И если этого нет, клиент стремится все кардинально поменять.

Но не всем дано достигнуть невероятных высот в карьере и стать номером один в нише.

Таким клиентам я объясняю, что сейчас уже не модно быть "универсалом" и лучшим во всем. В наш век уникальности лучше выбрать себе 1-2 узких направления развития - и стать гуру в них.

Тогда будет и признание, и статус, и повышенный доход, и удовлетворение.

Конечно, бывают случаи, когда эта профессия была изначально выбрана родителями, а не самим клиентом, и ему она не интересна - вот и результатов нет.

Тогда мы исследуем истинные потребности клиента и подбираем профессию/бизнес ему по душе.


6. У меня изменились ценности/обстоятельства/условия. Нужно подобрать подходящую профессию под новую реальность.

Как правило, это переезд в другой город/страну, появление ребенка, семейная ситуация, обстановка в стране и др.

Сначала я традиционно предлагаю клиенту рассмотреть возможность остаться на текущем месте и отделить "надо" от "хочу".

Зачастую удается найти возможность продолжать работать на том же месте - перейдя на удаленку, например.

Как правило, сам клиент такие возможности не замечает.

Либо мы составляем кратко- и долгосрочный план по плавному переходу с текущей работы в свой бизнес/работу за рубежом и т. п.

7. Я вроде знаю, чего я хочу, но не уверен, что это истинное.

С такими клиентами мы перепроверяем их желания на истинность.

Как правило, за желанием удостовериться, что это та самая карьера мечты лежит либо страх начать действовать, либо не понимание, как этого достичь, либо навязанные извне цели.

Если гипотеза клиента верная - мы с ним составляем долго- и краткосрочную карьерную или бизнес стратегию и детальный план первых шагов.

Тогда все сомнения уходят и появляется мотивация и энергия для действий.


8. Возвращение из декрета. Возвращаться ли на то же место или менять его на другое? Найм или начать свое дело?

Часто такой запрос еще звучит как п. 9.

В первую очередь я предлагаю своим клиентам отделить "надо" от "хочу" - и далее разобраться с ними по отдельности.

Далее мы составляем реестр их интересов и сильных сторон и анализируем возможные профессии.

В основном такие девушки знают, чего на самом деле хотят, но не рассматривают свои хобби, появившиеся за время декрета, как полноценную работу.

Я помогаю им увидеть все тренды рынка труда и определиться с направлением развития.


9. Вообще не хочу работать, но надо. Не понимаю, кем мне быть.

Как правило, с таким запросом приходят мамы в декреты или жещины, имеющие возможность не работать.

Либо те, кто сильно эмоционально выгорел, и какое-то время провел или проводит без постоянной работы.

И всеми ими правит установка НАДО работать.

С такими клиентами я прежде всего уточняю, есть ли у них возможность не работать. И если да - предлагаю не торопить и не вынуждать себя выходить на работу.

Особенно если это следствие эмоционального выгорания - см. п. 10.


10. Мне все разонравилось. Выгорел на работе. Вообще не понимаю, чего хочу.

Как правило, такая постановка вопроса - результат сильного эмоционального выгорания.

В таком состоянии я не рекомендую принимать какие-либо решения и пытаться определить любимое дело.

Организм слишком сильно истощен, и оставшиеся ресурсы лучше направить на восстановление сил, а не кардинальные перемены.

Если есть возможность, рекомендую оставить основную работу на минимуме и заняться творчеством. Оно очень хорошо перезагружает и восстанавливает силы.

И только когда появится желание заняться чем-то более серьезным - вернуться к вопросу определения любимого дела.

При эмоциональном выгорании нельзя применять коучинг, а психотерапия требует нескольких месяцев.


Подводя итоги, хочу сказать, что я в любом случае провожу анализ того, что сказал клиент, через коучинг. И предлагаю посмотреть на запрос с другой стороны.

Итоговый тактический и стратегический вариант развития карьеры (в т. ч. своего бизнеса) может сильно отличаться от изначального запроса.

Что же касается изредка звучащего среди перечисленных 10 вариантов запроса на поиск призвания, предназначения или миссии, то тут хочу сказать следующее.

Реализация миссии возможна только после прохождения через первые 4 уровня пирамиды Маслоу - не раньше.

Осознание предназначения происходит, как правило, после 40-45 лет.

И реализовано оно может быть через множество вариантов призвания или любимого дела, которое может неоднократно меняться в течение жизни - это абсолютно нормально.

Поэтому я рекомендую клиентам сосредоточиться на том, чем действительно хочется заниматься здесь и сейчас - и обязательно составить долгосрочную карьерную или бизнес стратегию на 2-5, иногда 10 лет вперед.

И приступать к ее реализации - с пониманием того, что она еще не раз может измениться под воздействием внешних факторов либо смены интересов.


А с какими типами запросов на поиск самореализации сталкиваетесь вы?
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...