Блог

Как помочь клиенту лучше понять свои ценности и интересы

профориентация
Надежда Михайленко
Профориентатор школьников и взрослых, карьерный коуч, преподаватель «Школы Карьерного Менеджмента», сертифицированный специалист по развитию софтскиллз.
Взрослые клиенты приходят к профориентатору с определенным багажом за плечами. В их «чемоданчиках» лежат

  • накопленный жизненный и профессиональный опыт,
  • набор ограничивающих убеждений, привычных схем мышления и поведения,
  • сложный эмоциональный фон
  • жизненные кризисы.
Клиенты часто не понимают себя: «то чем занимаюсь — не люблю, а что мне интересно — не знаю», «ничего особенного из себя не представляю», «у меня нет талантов». Они не позволяют себе помечтать о желаемой профессии, прячась за убеждениями: «у меня не получится», «поздно начинать» и «что скажут люди».

Профориентатору очень важно:

- помочь клиенту лучше понять себя, свои ценности и интересы, чтобы выбрать дальнейшее направление своего профессионального развития

- выявить и обойти ограничивающие убеждения, которые не только не пускают клиента к цели, но и зачастую мешают даже визуализировать ее.

В вопросах поиска ценностей и интересов профориентатор опирается на:

  1. Исследование опыта клиента
  2. Анализ текущей ситуации
  3. Визуализацию будущего
  4. Диагностические методики
  5. Опросы третьих сторон
  6. Исследование ролевых моделей клиента
Исследование опыта

Исследуя опыт, профориентатор приглашает клиента обратиться к прошлому. Для этого он может использовать открытые вопросы или определенные техники и упражнения.

Открытые вопросы уводят клиента от замкнутых кругов мышления, критических суждений и ограничений, способствуют расслаблению и слушанию себя. Такие вопросы помогают расширять видение будущего, приглашают клиента делиться своими мыслями и генерировать идеи. На открытые вопросы нельзя дать ответ «ДА» или «НЕТ».

Сравним закрытые и открытые вопросы:
Когда профориентатор исследует опыт, он расспрашивает клиента о детских увлечениях, любимых школьных предметах, книгах или фильмах, которые ему нравилось смотреть. Профориентатор изучает студенческие годы клиента, то, чем он увлекался помимо учебы. Расспрашивает клиента об опыте работы: где работал, чем занимался? Какие рабочие задачи нравились, а какие нет? Какие люди окружали? С кем было комфортно работать? Было ли комфортнее работать в команде или индивидуально, и почему?

Слушая ответы клиента о разных возрастных этапах, профориентатор старается обнаружить в них что-то общее и поделиться своими наблюдениями с клиентом, а также узнать у клиента о том, что удалось обнаружить ему в результате исследования.

Похожего результата можно добиться с помощью техники «Линия жизни», которая выполняется по определенному алгоритму.

Упражнение помогает выделить доминирующие сферы интересов, заметить изменения и отказ от определенных интересов и увлечений и выяснить, почему клиент от них отказался. С помощью этой техники исследуется не только прошлое клиента, но и его настоящее и даже будущее.

Шаги выполнения техники
1. Профориентатор предлагает клиенту начертить на листе бумаги/отметить стикерами на полу воображаемую «линию жизни» клиента (использование пространства комнаты предпочтительнее

2. Профориентатор предлагает клиенту пройти по воображаемой линии жизни и задает вопросы:
- что вас увлекало/нравилось делать в 5 лет…10 лет…в старших классах…в ВУЗе…на первой работе…?

- что вам нравится делать/увлекает сейчас?

- как вы видите себя через 5…10 лет?

- что меняется/остается неизменным?

3. Профориентатор приглашает клиента вернуться в текущий момент и обсуждает с ним полученные ответы.

Кто-то говорит, что исследование детского опыта ничего особенного не дает: если я любил играть в футбол, как это знание помогает во взрослой жизни?

Как-то раз у меня на консультациях практически один за другим были подростки-футболисты. Казалось бы, одна и та же игра. Но один кайфует от соревнований, где он звезда на поле, когда забил решающий гол. А другой больше любит ставить задачи в команде, объяснять, как можно лучше сыграть. Начали фантазировать с одним и другим на тему будущего в спорте. Первый сказал: «я хотел бы как Роналду, на поле, звезда, и стадион рукоплещет». А второй: «хочу быть тренером и видеть, как растут мои ученики». Первый парень явно тяготеет к сфере медиа, мечтает быть проявленным, а второй – к сфере образования. И даже если никто из них не останется в спорте, мы будем учитывать полученную информацию при выборе специальности.

Анализ настоящего

Профориентатор беседует с клиентом о настоящем клиента, о его ценностях, интересах, талантах, способностях. Обсуждает качества и навыки, которые клиент с удовольствием демонстрирует окружающим.

- что вы любите/не любите делать?

- что у вас получается хорошо/не очень хорошо?

- с какими вопросами к вам обычно обращаются окружающие?

- какие качества и навыки вам нравится демонстрировать окружающим?

Очень важно поговорить с клиентом и о его скрытых талантах и способностях, которые клиент по каким-то причинам не демонстрирует окружающим.

Однажды у меня на консультации была молодая женщина, которая мечтала выступать перед публикой, но с детства испытывала страх перед выступлениями и из-за этого очень сильно ограничивала себя в выборе профессий. В итоге она решила рассмотреть в качестве дополнительной работы преподавание в университете, о чем даже не решалась мечтать. Свой страх она победила с помощью не очень продолжительной работы с психотерапевтом.

Визуализация будущего

Существует множество техник для визуализации будущего. В отличие непосредственно от вопросов, техники помогают лучше расслабиться клиенту, отключить внутреннего критика и обратиться к своему подсознанию. Для выполнения техник визуализации обычно используется своеобразный тон голоса — более мягкий, спокойный, чем-то напоминающий тон, которым нам в детстве рассказывали сказки.

Рассмотрим одну из техник визуализации - «Юбилей»

Шаги выполнения техники

  1. Профориентатор просит клиента расслабиться, прикрыть глаза и помечтать:
«Представьте ваш юбилей (например, 80-90 лет). Расскажите о том, где вы его отмечаете, кто рядом с вами, как выглядит помещение, как выглядите вы. Как вы себя чувствуете? О чем думаете? Чем гордитесь? Ваши гости произносят тосты в вашу честь, вы сделали что-то по-настоящему важное в жизни, что это? За что вас благодарят, чем восхищаются?»

  1. Затем профориентатор просит клиента дать себе настоящему совет из будущего
  2. Профориентатор приглашает клиента вернуться в настоящий момент и подводит итоги: что важное заметил клиент при выполнении упражнения?
Когда я только начинала заниматься коучингом, я сама попробовала на себе эту технику. Даже не думала, что она окажется настолько полезной. Я до этого не раз пробовала представлять будущее, но оказалось, что это не настолько эффективно, как с помощью специалиста. Когда специалист помогает пройти по шагам, озвучивает вопросы, внутренний «говорилка» отключается, и приходят очень интересные осознания. Например, я ясно увидела, что хочу помогать людям вместо того, чтобы заниматься финансами.

Диагностические методики

На одном из мероприятий меня спросили: „а нужны ли в принципе диагностические методики, если есть консультация профориентатора?"

Я считаю, что нужны.

Тестирование не является заменой полноценной профориентационной сессии, но оно позволяет комплексно собрать всю важную информацию о клиенте, необходимую для поиска возможной профессии. Тестирование помогает ничего не упустить, оценить ответы беспристрастно. А уже на следующем этапе подключается профориентатор, который умеет анализировать результаты и сопоставлять их с тем, что рассказывает клиент на встрече.

В настоящий момент существуют разные методики, которые позволяют провести профориентационную диагностику: опросник профессиональных предпочтений Холланда, опросник Климова, якоря карьеры Шейна и другие методики, проверенные временем.

Несмотря на то, что это неплохие методики, разработаны они были еще в прошлом веке и, следовательно, не учитывают современную рыночную ситуацию.

В качестве современного диагностического инструмента для выявления ценностей и интересов клиента, а также его ведущих мотивов, карьерных ориентаций и личностных компетенций профориентатор может использовать современную методику профориентационного тестирования Digital Human.

Методика разработана в соавторстве с профессиональными психологами ведущих российских ВУЗов в двух вариантах: для взрослых клиентов и для подростков. В настоящий момент представлена на русском языке. В начале 2022 года будет доступна методика для подростков на казахском языке.

Ядром методики Digital Human является анализ ценностей и интересов клиента в разрезе десяти современных профессиональных сфер (экономики и управления, здравоохранения, медиа, IT и т.д.)

Более подробно ознакомиться с описанием методики вы можете в статье Аллы Поповой «Современные методики профориентации для эффективной диагностики»

Опрос третьих сторон

В поиске возможной профессии часто помогает опрос третьих сторон. В качестве домашнего задания профориентатор предлагает клиенту пообщаться с людьми, которым он доверяет (с родными, коллегами, друзьями). Желательно опросить 3-5 человек.

Примеры вопросов, которые клиент может задать:

  • чему можно у меня научиться?
  • по каким вопросам вы хотели бы ко мне обратиться? в чем я могу помочь?
  • какие сильные стороны вы замечаете во мне?
  • за какие мои качества, таланты вы меня особенно цените?
  • какие стороны мне следовало бы развивать, чтобы стать еще лучше?
На консультации профориентатор помогает клиенту проанализировать полученные ответы, найти в них нечто общее и благодаря полученной информации расширить список возможных вариантов профессий.

Поиск ролевых моделей

Очень полезно исследовать ролевые модели клиента. В качестве ролевых моделей могут выступать как реальные люди, так и персонажи фильмов, книг. Вопросы, которые можно задать клиенту:

  • какому человеку/профессионалу вы по-доброму завидуете/восхищаетесь?
  • на месте какого человека хотели бы оказаться?
  • ваши любимые герои книг/фильмов/сериалов? Почему они вам нравятся?
  • есть ли между героями что-то общее? что именно? чем они занимаются? где и как проживают свою жизнь? какие качества проявляют
Как правило, человек замечает в других те качества, которые есть в нем самом, но возможно еще не развиты. За завистью к профессионалу и жизни сериальных героев может прятаться мечта о профессии.

В этой статье описаны лишь некоторые способы, которые могут помочь клиенту лучше разобраться в себе, своих ценностях, интересах и выбрать дальнейшее направление профессионального развития. Существуют и другие инструменты и упражнения, которые помогают клиенту в профессиональном самоопределении. О них мы подробно рассказываем на нашем курсе «Профориентатор взрослых».

Приглашаем на курс «Профориентатор взрослых»

По окончании программы вы получаете надежную методику по профориентации взрослых и четкую технологию работы с этим запросом, которая значительно облегчит процесс консультации, повысит качество работы и даст возможность больше зарабатывать. Методика позволит получить объективную оценку о клиенте, выявить более глубокий уровень личности клиента и защитит консультанта от ошибок и личных проекций. Записывайтесь на открытые уроки, чтобы задать любые вопросы преподавателям курса лично
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...