Многие работодатели мечтают о сотрудниках с повышенной ответственностью.
Работать с ответственным человеком спокойно и надежно. Он всё делает вовремя, держит слово, умеет просчитать риски, знает, где сам был виноват и готов исправлять ошибки.
Готовность брать ответственность за других быстро выводит человека в лидеры. В целом, ответственность - это признак «взрослости», поэтому ответственные воспринимаются как наиболее зрелые и готовые к руководству людьми и задачам повышенной сложности, даже если им всего 20 лет.
Ответственные люди везде востребованы и делают стремительную карьеру. Кажется, что их карьерный рост будет продолжаться и продолжаться, и неизменно приведет их к огромному успеху, но так происходит не всегда. Именно среди самых ответственных, вовлеченных и перспективных сотрудников часто случаются самые тяжелые срывы и выгорания, ломающие их карьеру.
Когда ответственность перед работодателем оказывается выше ответственности перед самим собой, человек получает множество неприятных последствий в виде хронической усталости, нехватки времени на себя, ухудшения здоровья, тревожности, раздражительности и конфликтов. Стремление отвечать за всё вокруг, при этом, неспособность поддерживать свои базовые жизненные потребности в здоровье, отдыхе и психологическом комфорте, является результатом нарушенного представления о личных границах. Такое поведение называют гиперответственным, но, по сути, оно не про ответственность, а про ее отсутствие.
Гиперответственность формируется в раннем детстве, когда ребёнок, не получая должной поддержки от взрослых, сам вынужден рано взрослеть и полагаться только на себя. Так бывает, когда родители:
- слишком заняты своими делами
- перекладывают на ребёнка свои заботы (например, следить за младшими детьми)
- требуют «взрослого поведения» с пелёнок
К сожалению, такое ускоренное взросление приводит к тому, что фокус внимания смещается с собственных целей на цели других людей. Сложно идентифицировать свои чувства и желания, сложно говорить «нет» и определять границы в отношениях. Границы размыты настолько, что кажется: всё зависит только от меня, всё вокруг - зона лично моей ответственности и контроля.
Отсюда возникают:
- Безотказность перед руководителем - готовность брать на себя очередные задачи, жертвуя личным временем на отдых
- Завышенные требования и претензии к коллегам: "если я работаю 24/7, почему вы так не можете?!"
- Тотальный контроль и микро-менеджмент, в первую очередь, в отношении подчинённых
- Сложности с делегированием (привычка держать всё под личным контролем и делать самому)
Всё, что описано выше, блокирует развитие навыков, базово необходимых хорошему менеджеру: удерживать высокую вовлечённость, эффективно распределять ресурсы, вдохновлять и мотивировать команду, давать обратную связь, управлять конфликтами….
Поэтому первый руководящий опыт или первый большой проект часто бывает слишком болезненным - приводит к выгоранию, потери уверенности в себе, необдуманным карьерным переходам.
Согласно теории поколений, гиперответственность особенно свойственна поколению Х, родившимся в период с 1963 – 1983, но, конечно, это качество присуще и представителям других поколений.
Чтобы преодолеть гиперответственность, важно научиться отстаивать свои границы. Для этого нужно взять под контроль чувства-провокаторы: вину и тревогу.
Часто гиперответственностью страдают люди, которые обесценивают свои заслуги. Повысить уверенность в себе помогает анализ достижений и сильных сторон. Психологический аспект этой работы — принять свою безусловную ценность как личности, вне зависимости от статуса и рабочих достижений.
Тревожность за будущее — привычный синдром менеджеров, которые объективно вынуждены принимать решения в условиях неопределенности и больших рисков. Здесь также поможет анализ прошлого опыта, достаточно вспомнить самые сложные ситуации в жизни, с которыми вы успешно справились. Вы не можете предвидеть будущее, зато вы можете быть уверенными в том, что вам хватит талантов справиться с любыми вызовами.
Помните, что невозможно быть хорошим для всех. Сформируйте свои собственные принципы жизни и критерии успеха и не давайте себя сбить толку критичными замечаниями, в которых нет ничего конструктивного.
Стройте доверительные отношения с людьми. Не бойтесь поделиться своими чувствами, в том числе, своими сомнениями, тревогами, грустью или — всем тем, что делает вас более уязвимым перед другими. Большинство людей с готовностью предложат свою поддержку, и вы удивитесь насколько легко могут решаться ваши проблемы.
Не берите на себя слишком много. Разделяйте ответственность с другими людьми. Не пытайтесь всем помочь или подстраховать. Вокруг вас взрослые люди – они справятся. В конце концов, предоставьте им возможность сделать свои ошибки и получить свой собственный опыт.
И последнее – развивайте оптимизм – способность видеть плюсы в любой ситуации и благодарить себя и других за то, что у вас получается (вместо того, чтобы ругать за то, что не получается). Фокус на достижениях и благодарность привнесет больше тепла и счастья в вашу рабочую жизнь.