Блог

Ловушка гиперответственности

психология карьеры
Оксана Дебольская
Карьерный консультант, психолог, медиатор. Около 500 часов консультаций по поиску призвания, профориентации, стратегии развития карьеры, трудоустройству. Глава комитета по развитию Ассоциации карьерных консультантов. Один из постоянных спикеров карьерного клуба SelfMama – для мам, которые хотят выйти из декрета. Более 10 лет в HR. Бизнес-партнер по персоналу в международной компании XPO Logistics.
Многие работодатели мечтают о сотрудниках с повышенной ответственностью.

Работать с ответственным человеком спокойно и надежно. Он всё делает вовремя, держит слово, умеет просчитать риски, знает, где сам был виноват и готов исправлять ошибки.

Готовность брать ответственность за других быстро выводит человека в лидеры. В целом, ответственность - это признак «взрослости», поэтому ответственные воспринимаются как наиболее зрелые и готовые к руководству людьми и задачам повышенной сложности, даже если им всего 20 лет.

Ответственные люди везде востребованы и делают стремительную карьеру. Кажется, что их карьерный рост будет продолжаться и продолжаться, и неизменно приведет их к огромному успеху, но так происходит не всегда. Именно среди самых ответственных, вовлеченных и перспективных сотрудников часто случаются самые тяжелые срывы и выгорания, ломающие их карьеру.

Когда ответственность перед работодателем оказывается выше ответственности перед самим собой, человек получает множество неприятных последствий в виде хронической усталости, нехватки времени на себя, ухудшения здоровья, тревожности, раздражительности и конфликтов. Стремление отвечать за всё вокруг, при этом, неспособность поддерживать свои базовые жизненные потребности в здоровье, отдыхе и психологическом комфорте, является результатом нарушенного представления о личных границах. Такое поведение называют гиперответственным, но, по сути, оно не про ответственность, а про ее отсутствие.

Гиперответственность формируется в раннем детстве, когда ребёнок, не получая должной поддержки от взрослых, сам вынужден рано взрослеть и полагаться только на себя. Так бывает, когда родители:

  • слишком заняты своими делами
  • перекладывают на ребёнка свои заботы (например, следить за младшими детьми)
  • требуют «взрослого поведения» с пелёнок
К сожалению, такое ускоренное взросление приводит к тому, что фокус внимания смещается с собственных целей на цели других людей. Сложно идентифицировать свои чувства и желания, сложно говорить «нет» и определять границы в отношениях. Границы размыты настолько, что кажется: всё зависит только от меня, всё вокруг - зона лично моей ответственности и контроля.

Отсюда возникают:

  • Безотказность перед руководителем - готовность брать на себя очередные задачи, жертвуя личным временем на отдых
  • Завышенные требования и претензии к коллегам: "если я работаю 24/7, почему вы так не можете?!"
  • Тотальный контроль и микро-менеджмент, в первую очередь, в отношении подчинённых
  • Сложности с делегированием (привычка держать всё под личным контролем и делать самому)
Всё, что описано выше, блокирует развитие навыков, базово необходимых хорошему менеджеру: удерживать высокую вовлечённость, эффективно распределять ресурсы, вдохновлять и мотивировать команду, давать обратную связь, управлять конфликтами….

Поэтому первый руководящий опыт или первый большой проект часто бывает слишком болезненным - приводит к выгоранию, потери уверенности в себе, необдуманным карьерным переходам.

Согласно теории поколений, гиперответственность особенно свойственна поколению Х, родившимся в период с 1963 – 1983, но, конечно, это качество присуще и представителям других поколений.

Чтобы преодолеть гиперответственность, важно научиться отстаивать свои границы. Для этого нужно взять под контроль чувства-провокаторы: вину и тревогу.

Часто гиперответственностью страдают люди, которые обесценивают свои заслуги. Повысить уверенность в себе помогает анализ достижений и сильных сторон. Психологический аспект этой работы — принять свою безусловную ценность как личности, вне зависимости от статуса и рабочих достижений.

Тревожность за будущее — привычный синдром менеджеров, которые объективно вынуждены принимать решения в условиях неопределенности и больших рисков. Здесь также поможет анализ прошлого опыта, достаточно вспомнить самые сложные ситуации в жизни, с которыми вы успешно справились. Вы не можете предвидеть будущее, зато вы можете быть уверенными в том, что вам хватит талантов справиться с любыми вызовами.

Помните, что невозможно быть хорошим для всех. Сформируйте свои собственные принципы жизни и критерии успеха и не давайте себя сбить толку критичными замечаниями, в которых нет ничего конструктивного.

Стройте доверительные отношения с людьми. Не бойтесь поделиться своими чувствами, в том числе, своими сомнениями, тревогами, грустью или — всем тем, что делает вас более уязвимым перед другими. Большинство людей с готовностью предложат свою поддержку, и вы удивитесь насколько легко могут решаться ваши проблемы.

Не берите на себя слишком много. Разделяйте ответственность с другими людьми. Не пытайтесь всем помочь или подстраховать. Вокруг вас взрослые люди – они справятся. В конце концов, предоставьте им возможность сделать свои ошибки и получить свой собственный опыт.

И последнее – развивайте оптимизм – способность видеть плюсы в любой ситуации и благодарить себя и других за то, что у вас получается (вместо того, чтобы ругать за то, что не получается). Фокус на достижениях и благодарность привнесет больше тепла и счастья в вашу рабочую жизнь.

Приглашаем на курс «Профориентатор взрослых»

По окончании программы вы получаете надежную методику по профориентации взрослых и четкую технологию работы с этим запросом, которая значительно облегчит процесс консультации, повысит качество работы и даст возможность больше зарабатывать. Методика позволит получить объективную оценку о клиенте, выявить более глубокий уровень личности клиента и защитит консультанта от ошибок и личных проекций. Записывайтесь на открытые уроки, чтобы задать любые вопросы преподавателям курса лично
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...