Международный онлайн-форум для специалистов по карьере
Блог

Карьерный консультант как точка роста в кризисный период

карьерное консультирование
Сертифицированный карьерный консультант. Карьерный коуч.
+3 года в консалтинге и +300 часов консультирования.
HR с опытом работы более 11 лет. Выпускница трёх курсов Школы Карьерного Менеджмента. Комьюнити-менеджер и наставник в международном карьерном клубе Tne Careers.
Мы вошли в 2022г с лозунгом "Нестабильность-наша новая стабильность!" И дружно поприветствовали наш новый хрупкий BANI-мир.


Буквально 3 месяца назад все мы строили планы и ставили новые карьерные цели, и не могли представить, что нас ждет невиданный доселе по своим масштабам мировой экономический кризис.


О том что экономический кризис ударит в первую очередь по рынку труда, уже высказались уважаемые эксперты, ТОПы и HR-менеджеры. Пока мы можем только строить гипотезы и просчитывать возможные варианты развития событий.


Очевидно, что в условиях кризиса бизнес сделает всё, чтобы себя обезопасить и как неизбежность начнутся массовые сокращения персонала. В то же время, после ухода западных компаний на рынок хлынет поток соискателей всех уровней менеджмента. Рынок труда станет сильно конкурентным и снова вернется в руки работодателя. Часть компаний поставят внешний подбор на паузу, кто-то разорится, а кто-то наоборот быстро взлетит.


Отсюда вопросы от наших клиентов: Что же будет дальше? Что будет с моей карьерой? Стоит ли сейчас менять работу? Будут ли сокращения? В какую сферу лучше идти работать? Какую профессию получить, чтобы быть востребованным специалистом? Куда пойти учится?


В трудном положении окажутся соискатели, которые так стремились перейти в западные компании с выстроенными бизнес процессами, комфортной корпоративной культурой, и их карьерная цель осуществилась. Ещё вчера, это был один из самых частых запросов к карьерным консультантам. Теперь, запрос изменится диаметрально "Как выстроить своё позиционирование и быть конкурентным среди кандидатов с опытом работы в российских компаниях и соответствующей корпоративной культурой?" Возможные риски: нерелевантный опыт, психологический дискомфорт, отсутствие необходимых мягких навыков, падение в доходе.


Думаю, станет больше запросов "Как оценить свой потенциал и стоимость на рынке труда?" И совсем новый для нас запросы "Как трудоустроиться в азиатскую компанию?"


Отдельная тема - выгорание, которое за последние годы превратилось в настоящую болезнь современного общества. Люди будут бояться менять работу в условиях кризиса и будут вынуждены терпеть невыносимые для себя условия лишь бы не остаться без работы.


Есть и позитивные моменты, кандидатам 40+ станет чуть легче искать работу. Моё субъективное мнение, к кризису лучше всего готовы Миллениалы (1983-2004г), пережившие не один кризис. Поколение сформировавшееся на стыке 2х времен, тотального дефицита и технологического прогресса.

На рынке труда появятся новые компании. И ещё быстрыми темпами начнут появляться новые профессии, а старые профессии обрастут новым функционалом. Работать придется много, а иногда и за троих.


Круг возможных запросов на 2022г. понятен, я затронула лишь часть из них, уверена коллеги продолжат список.


Ну и один из главных вопросов на сегодня.

Как карьерный консультант может сейчас помогать?


В первую очередь стать опорой и поддержкой для тех, кому это необходимо.

Просто сказать человеку: то, что сейчас происходит это НОРМАЛЬНО, что вы не одиноки в своей проблеме и есть пути решения, что кризис может стать для вас временем возможностей и больших перемен в жизни. Помочь клиенту сохранить себя и не обесценить свой опыт, свои таланты и видеть сильные стороны.


В кризисный период особенно важно помочь понять и осознать, что вообще хочет клиент и к чему он стремится, определить истинную карьерную цель и составить пошаговый план действий. Отсепарировать реальные риски от страхов и ограничивающих убеждений.


На что может опереться карьерный консультант в своей работе, чтобы помочь клиентам?

В первую очередь на свою экспертизу, опыт и инструментарий. Как никогда, пригодится hr-экспертиза и опыт проживания предыдущих экономических кризисов. Отдельно хочу выделить коучинг, как бережный инструмент помощи и поддержки. Всё это вкупе поможет, как и раньше, удовлетворять запросы клиентов с учетом новых обстоятельств в которых мы оказались.


Какие инструменты использовать при работе с клиентами с учетом новых реалий?

В своей работе я использую микс карьерного консультирования и коучинга. В зависимости от запроса и по соглашению с клиентом, разделяю работу на два направления. Например, провожу 2-3 сессии в роли коуча, затем 1-2 консультации в роли карьерного консультанта, где даю пошаговый алгоритм действий.


На карьерных консультациях также использую коучинговые техники. Расскажу о двух любимых и актуальных на сегодня, это "Шкалирование" и "Круги контроля".


Сейчас мои карьерные консультации и коуч-сессии начинаются с вопроса: "Оцените по 10-ти балльной шкале свое эмоциональное состояние?". Этот простой коучинговый вопрос помогает не только оценить эмоциональный настрой клиента, но и прояснить истинность запроса. Если оценка ниже 5 идём в эту сторону и исследуем Что происходит сейчас? Что можно сделать, чтобы улучшить своё эмоциональное состояние на 2-3 балла? Что даёт вам чувство опоры? Что вы можем сделать уже сейчас? И другие коучинговые вопросы.


Шкалирование также можно использовать как барометр для диагностики осознанного подхода к карьере, оценки уровня компетенций и понимания рисков при принятии важных карьерных решений.


Этот же вопрос стоит задать и себе. Если ваше эмоциональное состояние ниже 5, вряд ли вы сможете стать опорой и поддержкой для своих клиентов. Сигнал для карьерного специалиста о том, что пора пополнить свой ресурс.


В сложившейся экономической обстановке, крайне важно фокусировать клиента на сферах его контроля/влияния и перенаправлять энергию в эти сферы. С этой задачей отлично справляется модель "Круги контроля"


Не могу ничего сделать в текущей ситуации, от меня ничего не зависит, весь мир против меня, я прав(а) и только моя позиция самая верная и правильная - подобные речи сигнал для карьерного консультанта.



Я рекомендую поделиться методикой с клиентом и попросить буквально нарисовать 3 круга.

⠀⠀

1 внешний круг (самый дальний) - круг отсутствие влияния, на что мы лично не можем повлиять, но оно на нас влияет. Глобальная политика и экономика яркий пример на сегодня. Исходя из запроса, задаем наводящие вопросы. Например, Что произойдет с вашей отраслью? Вы можете на это прямо повлиять? В итоге клиент поймет, что не продуктивно тратить на это свою энергию.



2 круг - это круг влияния, самый гибкий для нас. В этот круг входят все наши взаимоотношения личные и рабочие. Подумайте, на что или на кого влияете? И как это соответственно влияет на вас? Как мы можем расширить этот круг влияния? Что происходит когда мы приходим к работодателю и рассказываем о своих возможностях, берём на себя дополнительную ответственность и проекты, когда мы прислушиваемся к мнению другого человека и принимаем его аргументацию, когда мы пытаемся перевести конфликт в продуктивное сотрудничество.



1 круг - контроль. Именно, внутри этого круга находится фокус нашего внимания и наш ресурс. Что мы контролируем в этой жизни? На что мы можем направить своё внимание и энергию? Куда потратим свой ресурс?


После выполнения этого упражнения клиенту становится очевидно, что мы не можем определять жизнь других людей и контролировать их действия потому что это уже процесс взаимного влияния и не находится в зоне нашего контроля. Становится понятно куда направить свой фокус и не сливать энергию на третий внешний круг.

Далее клиент начинает более осознанно подходить к решению карьерного запроса, или он решается в момент встречи с карьерным консультантом.


Успешная карьера в кризис возможна! Впереди нас ждут новые профессиональные вызовы, новые кейсы, нестандартные запросы. Как говорит Айгюн Курбанова "Хорошо делаем свою работу и быстро гребём лапками…"


Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...