Международный онлайн-форум для специалистов по карьере
Блог

Работа в найме после самозанятости или предпринимательства

Кейс карьерного консультанта и HR
кейсы
HR-эксперт, HR ментор, карьерный консультант, Ex. директор по персоналу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», Ex. HRBP юридической компании «Конкордия» (г. Москва), CEO&Founder HR агентства «ГЛАБАР» (г. Симферополь), с 2014 года предприниматель в сфере услуг.
Член Ассоциации предпринимателей Республики Крым и г. Севастополя, член Крымского республиканского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Спикер интенсивов, мастер-классов, вебинаров, марафонов, конференций по теме управления персоналом, внутренних коммуникаций, построения HR процессов и т.д.
Сегодня образ успешного предпринимателя транслируется везде и всюду, и многие сотрудники, работающие в найме на определенном этапе карьеры начинают всерьёз задумываться о том, чтобы начать работать на себя.

Ситуацией дауншифтинга тоже не удивить никого — это частое явление. А вот, ситуации, когда после нескольких лет работы «на себя» кто-то становится наемным сотрудником встречаются намного реже. Тому есть ряд причин:

  • работодатели неохотно рассматривают кандидатов с опытом в предпринимательстве, фрилансеров и частных консультантов, всех, кто так или иначе почувствовал вкус «свободы»;
  • все, кому успешно удалось реализовать свой опыт и знания в предпринимательстве, частной практике, фрилансе крайне редко рассматривают для себя возврат к работе в компании в качестве наемного сотрудника.
Считается, что возврат к работе на компанию рассматривают те, у кого не получилось со своим бизнесом, с работой на себя, кто не справился со сложностями и ответственностью самостоятельной занятости. Такие горе-предприниматели, которые хотят вернуться обратно в найм к "стабильности", понятным задачам, жизни по рабочему расписанию и заработной плате дважды в месяц..

Мой кейс является исключением на рынке труда и в то же время демонстрирует, что при желании и определенных усилиях нам открываются самые неожиданные карьерные возможности.

В прошлом я работала в государственных структурах, занималась юридической практикой, у меня отличная вертикальная карьера в сфере продаж, а последние 12 лет я работала на себя: сначала как частнопрактикующий психолог, затем как предприниматель в сфере HR.

За это время мне, как HR консультанту удалось поработать практически со всеми сферами и отраслями: со строительными, инжиниринговыми, сервисными, производственными, медицинскими, логистическими, торговыми, юридическими компаниями, с гостинично-туристической отраслью, общепитом, IT, ритейлом…

В прошлом сделала успешную карьеру в найме с нуля до директора филиала крупной, системной, международной компании в сфере продаж страховых услуг. Есть опыт работы в найме в государственных органах, в частных компаниях, трёхлетний опыт частной практики в качестве психолога, опыт построения собственного бизнеса с нуля.

Опыт и практика колоссальные, так как каждый раз я старалась максимально погружаться в специфику бизнеса, с которым работала, но периодически, несмотря на такой бэкграунд, я получала определенную обратную связь от потенциальных клиентов, где основным возражением было, что я не работала in-house в качестве руководителя HR подразделения, мой опыт разнообразен, но нет «глубины» и поэтому не смогу им помочь с решением их задач.

Я стала задумываться, что, возможно, тут есть для меня зона роста. На тот момент мой бизнес (HR агентство) работало автономно и не требовало моего постоянного присутствия и внимания.

Я решила попробовать устроиться в компанию в качестве наемного HR специалиста. Удивительно, но как только эта цель была поставлена, тут же появились предложения от нескольких компаний. Мне была интересна должность HRD, так как эта позиция охватывала весь спектр HR функций и позволяла мне максимально полно применить мои знания и опыт.

Мой опыт в предпринимательстве — более 8 лет

С 2014 года у меня свое кадровое агентство. Как HR-эксперт, мы с командой оказываем услуги в сфере управления персоналом компаниям среднего и малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям, а также ряду крупных федеральным компаний. За плечами успешные кейсы по закрытию ТОП вакансий для ведущих компаний различных отраслей, сложных вакансий, которые не закрывались более полугода, кейсы по массовому подбору, опыт набора и построения с 0 отделов в компаниях заказчиков (HR отделы, бухгалтерия, юридические отделы, отделы продаж), опыт разработки и внедрения программ адаптации, опыт подбора персонала в удаленные команды, опыт проектной работы в командах в качестве «внешнего» HR отдела, консалтинговые проекты по развитию корпоративной культуры организаций, сопровождению структурных изменений

Тем, кто планирует подобный опыт перехода в найм я рекомендую тщательно подготовиться. В моем случае, это были вопросы делегирования моих задач в агентстве, вопросы взаимодействия с клиентами по проектам, которые я вела, как консультант и т.п. Было не просто. С компанией, куда меня пригласили в качестве HRD мы вели переговоры несколько месяцев! Параллельно шли процессы согласования моей кандидатуры на уровне руководства и СБ. Для компании эта позиция была новой и внутри было сопротивление со стороны ТОПов. Об этом я узнала уже позже, когда вышла на работу.

Какие могут возникнуть трудности и на что стоит обращать внимание тем, кто планирует возвращаться к работе на компанию после работы на себя:

  • изменение режима работы и привычного жизненного уклада. Нужно быть готовыми адаптироваться к новым условиям, менять свои привычки. В моем случае рабочий день в компании начинался в 8 утра и это поначалу было дискомфортно.

  • также пришлось перестроить "бытовую логистику": офис находился в другом конце города и пришлось грамотно планировать маршруты и время, рабочие и не рабочие встречи и вопросы.

  • в компании не было HR-системы, соответственно не было и системы адаптации. Уже позже, моими усилиями данный блок был разработан и внедрен, а мне пришлось столкнуться со всеми "прелестями" отсутствия адаптации на практике. Было несколько неприятных моментов, несмотря на то, что я имела опыт в разработке программ адаптации с нуля для других компаний и знала, как это работает.

  • самое пристальное внимание необходимо обращать на вопросы корпоративной культуры работодателя. Не всегда на этапе собеседований можно достоверно определить, что происходит внутри компании на самом деле. Но стремиться к этому нужно всегда. Есть целый ряд рекомендаций, которые помогут при трудоустройстве определить насколько вам близки ценности компании и насколько подходит та обстановка, что на самом деле царит внутри бизнеса.
Зачем мне был нужен такой эксперимент?

В моем случае это был кейс, для меня был важен вопрос расширения компетенций и получения практического опыта HRD в крупной компании. Можно сказать, что я намеренно сделал шаг назад, чтобы потом более уверенно совершить несколько шагов вперед.

Я знаю, что для многих, кто решается на возвращение к формату работы в качестве наемного сотрудника после опыта в предпринимательстве и работы на себя - это вынужденная мера. При таком подходе, это скорее похоже на компромисс с самим собой. И я рекомендую многократно подумать и оценить все за и против, прежде, чем решаться на такой шаг.


Несмотря на то, что я руководитель и собственник компаний, продолжаю работать «в полях», с клиентами лично. Почему? Во-первых, люблю то, чем занимаюсь, во-вторых, мне нравится не только руководить, но и быть на первой линии, погружаться во все процессы и нюансы самостоятельно, настраивать HR-процессы и исследовать влияние тех изменений и преобразований, которые происходят благодаря моей деятельности.

Такой мультифункциональный опыт является уникальным преимуществом и позволяет смотреть на HR-процессы и находить решения в сфере управления персоналом наиболее полно отвечающие потребностям бизнеса.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...