Блог

Профориентация внутри компании

Как запрос на развитие внутри компании превратился в запрос на смену профессии

Софья Гаврилова
Профориентатор подростков и взрослых, карьерный консультант.
10+ лет в оценке, обучении и развитии персонала, 7+ лет работы бизнес-тренером, коучем. HRD, HR консультант, кандидат наук, 13 лет в научно-преподавательской деятельности. Член ассоциации карьерных консультантов АКК, сертифицированный карьерный консультант и профориентатор, куратор курсов в ШКМ.

Проведение карьерных консультаций внутри компании стало уже достаточно привычной услугой и хорошим конкурентным преимуществом для развития HR-бренда. Сегодня поделюсь с вами своим кейсом:как при работе над проектом развития кадрового резерва я столкнулась с запросами на профориентацию, и что из этого вышло.
Откуда появился проект?
Можно сказать, что случайно. Изначально у компании не было такого запроса. Это как раз тот случай, когда не спрос родил предложение, а наоборот.

Я проходила собеседование в крупную федеральную компанию в сфере недвижимости на должность HR директора филиала. Мы не сошлись по условиям, но их заинтересовала моя экспертиза в области оценки, развития обучения и карьерном консультировании, и они предложили мне сделать проект для Кадрового резерва.

Я в очередной раз убедилась, как важно упаковать свой опыт, достижения и экспертизу в резюме и транслировать это при общении с работодателем.
Запрос от компании
Изначально запрос от заказчика звучал следующим образом:

Есть сотрудники в кадровом резерве, которые изъявляют желание развиваться внутри компании. Нужно провести оценку их потенциала, построить карьерные треки с сотрудниками, сформировать индивидуальные планы развития, дать рекомендации для программы развития всей группы.

Всего в Кадровом резерве было 76 сотрудников, в этом проекте участвовали 20.

Запрос от сотрудников
Построив для себя план действий, я встретилась сначала с каждым участником проекта. Однако, запросы сотрудников звучали иначе:

  • Не знаю, в каком направлении двигаться дальше
  • Много энергии, хочу применить себя, не понимаю где
  • В компании много возможностей, хочется воспользоваться, не знаю в каком направлении
  • Есть мысли о дополнительном источнике дохода, но не знаю, чем можно заняться
  • Могу ли я заниматься чем-то другим
  • Хочу разобраться в своих талантах и применить себя
  • В этом направлении не очень хочу работать, а где хочу - не знаю, и из компании уходить не хочу
  • Выросла по карьерной лестнице, но это не то направление, в котором хочется развиваться, а в каком еще
  • Я выросла из этой должности, но следующий карьерный шаг вверх мне не интересен
  • Много идей для своего развития, нужна помощь, чтобы выбрать правильный вектор
  • Чувствую, что готов к чему-то большему, где я могу быть полезен
  • Хочу оценить свой потенциал на этой должности
  • Хочу понять, как развиваться в конкретном направлении
По сути, из этих запросов можно было выделить 4 основные группы:
  • Поиск дополнительного направления
  • Поиск нового или смежного направления
  • Понимание, в том ли я направлении двигаюсь
  • Оценка потенциала и вектора развития
Таким образом, 80% запросов оказались профориентационными либо включали в себя в том числе профориентационные запросы.
Методы и инструменты работы по проекту
Для всех сотрудников, у которых в запросе звучали вопросы самоопределения, я использовала мою любимую методику Digital Human. Благодаря тесту и консультации по этой методике мы комплексно выявляли ценности, интересы, мотивы, карьерные ориентации, компетенции, некоторые личные качества, важные в карьере, а также, роли в команде, стили руководства, подходящую корпоративную культуру.

Кроме этого, в зависимости от ситуации и запроса сотрудника, использовала коучинговые вопросы и инструменты, интервью по компетенциям для оценки необходимых компетенций, различные опросники, составляла индивидуальные планы развития.

С каждым мы онлайн провели по 3 сессии, тестирование, все получали 1-2 домашних задания и поддержку между сессиями в мессенджере.
Результаты проекта:
● Определены направления и карьерные треки сотрудников
● Сформированы ИПР, планы переходов
● Увеличился уровень вовлеченности и удовлетворенности участников проекта
● Сами сотрудники предложили 7 новых проектов в компании, все одобрены
● 1 проект уже стал приносить дополнительный доход компании
● Текучка сотрудников кадрового резерва снизилась в целом на 20% за 6 месяцев, среди участников проекта текучка - 0
● Уровень дохода 50% участников проекта увеличился на 10-40%

Особенности профориентации внутри компании
В отличие от индивидуальных консультаций в профориентации внутри компании можно выделить несколько преимуществ:
  • Возможность проверить гипотезы (найти ментора, наставника)
  • Попробовать себя в новой профессии на проектах
  • Возможность плавного перехода
  • Воспользоваться библиотекой электронных курсов
  • Возможность получить обучение за счет компании
  • Компания оплачивает услугу профориентатора (хотя это спорное преимущество)
Хотя есть и минусы:

Ограниченные карьерные треки внутри компании
Сотрудник не сам оплачивает услугу (вот оно это спорное преимущество), разделение ответственности сотрудника с компанией
Внутренний переход может быть более длительным

Как можно масштабировать проекты по профориентации в корпоративном формате
Когда компания увидела явную пользу от результатов профориентационных сессий, можно говорить уже о других проектах с применением методики:

● Проведение профориентационных сессий при найме на ключевые должности
● Проведение групповых профориентационных мероприятий
● Проведение тестирования и консультации для всех сотрудников кадрового резерва и кандидатов в КР
● Предложение от компании – воспользоваться возможностью профориентации каждому сотруднику, например,1 раз в год
● Помощь с профориентацией абитуриентам, планирующим целевое обучение, студентам–стажерам, потенциальным будущим кандидатам

Выводы и инсайты по проекту
Учитывая данный интересный опыт, хочу поделиться своими выводами, чтобы минимизировать ошибки подобных проектов:

● Большинство карьерных запросов содержат в себе ещё и профориентационный
● Идеально иметь своего профориентатора внутри компании или на постоянном проекте
● Нужна поддержка консультанта во время реализации плана перехода
● Необходима заинтересованность самого сотрудника, компании, непосредственного руководителя
● Профориентация - дело добровольное, у сотрудников должно быть право воспользоваться этой возможностью.

Я вижу, что внутри компаний будущее за карьерным консультированием, которое включает в себя большой пласт профориентационной работы.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...