МЕНЮ
Блог

Как написать мотивационное письмо

Инна Гончарова
Бизнес-тренер, консультант, эксперт по развитию компетенций
В комплект документов для работодателя помимо резюме зачастую входит мотивационное письмо (иногда его называют сопроводительным). Это западная технология, которая все чаще применяется на российском рынке труда. Цель мотивационного письма – убедить рекрутера, почему именно этот кандидат достоин занять вакансию. Если клиент обращается за услугой по составлению резюме, в пакете можно предложить ему и написание мотивационного письма.
Кому и в каких ситуациях пригодится мотивационное письмо?
Часто мотивационное эссе используется как форма дополнительного отбора на различные престижные образовательные программы с высоким конкурсом. Кандидата будут оценивать по следующим критериям: есть ли у него цель на обучение, какие именно навыки он хочет освоить и почему, как это поможет ему реализовать свои дальнейшие планы. Чтобы внятно изложить эти вопросы «на бумаге», клиент должен сначала четко ответить на них самому себе.

Мотивационное письмо при отклике на вакансию может также сыграть решающую роль для соискателя. Навык составления резюме безусловно важен, но на серьезные вакансии обычно претендуют хорошо подготовленные кандидаты с отшлифованным CV. В такой ситуации роль мотивационного письма очень важна: оно должно дополнить Ваш профиль в резюме такими сильными штрихами, чтобы сложился портрет идеального кандидата.

Многие авторы мотивационных писем грешат бессмысленным многословием, абстрактными рассуждениями о туманном будущем, строчат сложносочиненные длинные фразы, в которых невозможно уловить мысль. Это происходит потому, что люди не обладают подобным опытом, не могут рассказывать о себе, не имеют навыка постановки цели на каждый проект, не умеют письменно излагать свои мысли, да и просто не знают, что о себе рассказать. В результате такие письма обречены «на корзину».
Как помочь клиенту?
Для начала предложить ему самому написать мотивационное письмо, а потом вместе с ним проанализировать каждую фразу с позиции рекрутера: о чем она говорит работодателю, какую ценную информацию предоставляет о кандидате, усиливает ли она резюме, приближает ли к итоговой цели? Если вы сразу затрудняетесь ответить на эти вопросы – безжалостно убирайте фразы из текста, это «когнитивный мусор», который отвлечет внимание рекрутера и увеличивает риск неудачи.

Каждая фраза мотивационного письма должна вовлекать в чтение, не отпускать ни на секунду, чтобы рекрутеру очень хотелось узнать, а что этот кандидат еще расскажет о себе. Мы же помним, что человек абсолютно не знает нашего клиента и свое представление формирует исключительно на основании того, что прочитает о нем и насколько это будет убедительно.
Что важно отразить в содержании?
В письме не нужно продублировать информацию из резюме, а, опираясь на перечисленные в нем навыки и достигнутые результаты, рассказать о своих сильных сторонах, успешных проектах, которые соотносятся с требованиями вакансии, о вкладе в достижения команды, продемонстрировать широкий кругозор, глубину личности, жизненные принципы и ценности.

Также не стоит перечислять все, что не вошло в резюме, потому что не поместилось на 2 страницах. Нужно выбрать только ту информацию о себе, которая «усилит» резюме. Рекрутер должен между строк прочитать, что Вы – человек целеустремленный, знаете, чего хотите, обладаете необходимыми навыками и компетенциями, разнообразным опытом и пытливым умом.

Содержание письма должно подчиняться единой логике и не содержать противоречий, например: Вы пишете, что следите за трендами в своей отрасли, и при этом оперируете терминами конца прошлого века.
Структура и объем текста
Оптимальный объем мотивационного письма – 2000 знаков (максимум 2500, если у Вас много чего есть о себе рассказать). В этом заключается основной вызов соискателя: чем меньше объем текста, тем сложнее человеку рассказать о себе. Как правило, с этой задачей самостоятельно никто не справляется.

Стиль текста – информационный: простые предложения без сложных союзов, причастных оборотов и придаточных предложений. Нужно стараться избегать канцеляризмов, терминов и непонятных новых слов – рекрутеру некогда ломать голову над ними, непонятное раздражает, усложняет восприятие информации, отвлекает, вызывает желание закончить чтение.

Четкая структура письма улучшает визуальное и смысловое восприятие, поэтому нужно разбить текст на 3-5 абзацев. Тон изложения – спокойный, доброжелательный, приветливый, клиент рассказывает о себе с достоинством, но без излишнего пафоса или заискивания.

И еще одна заключительная рекомендация. Практика показывает, что обычно люди пишут мотивационное письмо так, чтобы понравилось самому, хотя оно адресовано другому незнакомому человеку. Порекомендуйте клиенту до отправки мотивационного письма показать его хотя бы близким: все ли им понятно, каким представляется им автор, какие мысли возникают после прочтения. Эту ценную обратную связь нужно учесть для корректировки текста: она может высветить важные детали.

Мотивационное письмо, написанное «по законам жанра», всегда произведет нужный эффект и принесет желаемый результат!
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...