МЕНЮ
Блог

Как методика «START» помогает выявить суперспособности клиента: теория и кейс


Евгения Тулявко
Карьерный консультант, эксперт по профориентации и карьере

Один из инструментов, который можно использовать для экспресс-диагностики на карьерой или профориентационной консультации называется START. Его применение помогает определить настоящие ценности и мотивы клиента для выбора профессии или направления деятельности, а также для выявления сильных сторон, подготовки резюме и мотивационного письма.
S (situation) – ситуация
T (task) – задача
A (action) – действие
R (result) – результат
T (talent) – талант, способность
Как работает методика?
Я предлагаю клиенту вспомнить ситуации, в которых он чувствовал себя победителем, когда он ощущал себя в потоке, испытывал драйв от реализованных проектов, от решения сложных задач. Прошу вспомнить, что это была за задача, когда он испытывал эти чувства. Человек описывает одну, две, три ситуации, когда он смог преодолеть себя и решить сложную задачу. Этот прием можно использовать как с производственными, так и с жизненными задачами, так как он позволяет найти таланты, особые способности, которые проявляются в разных ситуациях. И в жизненных, и в рабочих.

Когда клиент вспомнил такую ситуацию, далее работаем по алгоритму:
— Какая стояла задача?
— Что ты предпринял, чтобы решить эту ситуацию?
— Какой результат получил?
— Какой твой талант или уникальная способность помогли решить задачу?

В нашей российской реальности не очень принята формулировка «талант», нам всегда кажется, что это нечто выдающееся, необыкновенное, то, что дается немногим. Если клиенту трудно осознать свой талант, то мы говорим про особые способности.

Как работает методика START на практике. Кейс клиента
Ко мне обратился Сергей – руководитель маркетингового агентства, которое занимается организацией и проведением праздников и корпоративов. Он планирует запустить свой бизнес-проект по трудоустройству граждан старше 50 лет. Мы обдумываем первые шаги, ищем таланты, которые помогут Сергею запустить этот проект. Прошу вспомнить ситуацию, в которой Сергей почувствовал себя победителем. Он рассказывает:
У него был заказ от клиента – придумать необычные корпоративные подарки к 30-летнему юбилею крупной компании. Нужно, чтобы подарки произвели неизгладимое впечатление на всех сотрудников и надолго запомнились. Обсуждалось много вариантов, собиралась целая команда со стороны заказчика и со стороны исполнителя. Однако никак не могли найти подходящего варианта, который бы устраивал всех.

Сергей предложил театральные бинокли, поскольку юбилей планировался на площадке театра. Но заказчик не оценил идею и категорически отказался от нее.

Мозговой штурм продолжился снова. Но Сергей после долгих раздумий пришел к выводу, что бинокль в данной ситуации будет лучшим подарком. На свой страх и риск он приобрел несколько биноклей, красиво упаковал их и пришел презентовать заказчику. Продемонстрировал, как выглядит этот подарок, какое впечатление может произвести, и заказчику понравилось!

В результате, когда прошел праздник, театральные бинокли действительно оказались очень ценным и впечатляющим подарком. Организаторы получили большое количество отзывов, а участники – массу приятных воспоминаний. Позитивная обратная связь дала Сергею почувствовать себя победителем, а заказчик был очень доволен.
Когда Сергей описал ситуацию (situation) и задачу (task), которую нужно было решить, мы стали анализировать, что он делал, чтобы решить задачу (action).

Сергей подумал и ответил: я медитирую, провожу фокус-группы, анализирую рынок товаров и услуг. Клиент смог добиться нужного результата (result), поэтому осталось задать ему последний вопрос: каков Ваш талант (talent)?
Какие качества Вы проявили в этой ситуации, чтобы решить эту задачу?
«Принять вызов, найти решение в сложной ситуации, найти то, чего не было – это для меня важно. И еще помощь людям, способность найти решение в сложной ситуации, которое поможет людям решить их задачу»
Когда мы получили ответы по методике START, осталось проанализировать, что из этого может помочь в запуске нового проекта по трудоустройству граждан 50+. Задача сложная, но ее решение поможет очень многим людям – как раз суперспособность решать такие задачи проявил Сергей в ситуации, когда чувствовал себя победителем.

Далее анализируем, что может быть первым шагом в реализации нового проекта. Вспоминаем фокус-группы, которые помогают найти решение. Кто может стать подходящей фокус-группой для Сергея? Выясняем, что он тесно работает с HR специалистами разных компаний. Могут ли они стать этой фокус-группой? Да, могут. Затем ставим сроки по проведению фокус-групп.

Опрос HRов поможет Сергею увидеть проблему трудоустройства кандидатов старшего возраста глазами работодателей.
На примере кейса Сергея понятно, как методика START помогла клиенту определить свои суперсилы и понять, что ему поможет приступить к запуску проекта.

По этой же схеме можно готовить клиента к собеседованию, чтобы определить его сильные качества для самопрезентации. Кроме того, это упражнение имеет терапевтическую функцию: человек повышает свою самооценку, с бо́льшим удовольствием и легкостью начинает двигаться вперед.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...