МЕНЮ
Блог

Как помочь клиенту узнать свои сильные стороны и работать в кайф

Виктория Материкина
Коуч (ICF), карьерный консультант. Работает с запросами: повышение, поиск работы, переход из найма в «на себя». Эксперт по развитию soft skills в крупном российском ритейле. Строим систему развития сотрудников. HR Manager в X5 Group
Как помочь клиенту узнать свои сильные стороны и работать в кайф.
Связаны ли как-то понятия «сильные стороны» и понятие «работа в кайф»? Считаю, что да. Причем «стороны» именно во множественном числе. Потому что на одной суперсиле далеко не уедешь, а вот благодаря сочетанию нескольких способность супергероя будет проявлена на все 100, что дарит человеку кайф от работы. Причём неважно, чем он занимается: работает в найме или «на себя».

Я сочетаю собственную практику карьерного консультирования и коучинга с работой в большой корпорации в качестве эксперта по обучению, поэтому на практике знаю, что значит работа в кайф. Основной запрос, с которым ко мне приходят клиенты звучит примерно так «Я не знаю куда двигаться дальше, и как я вообще могу себя продать. Помогитееее».

На собственной практике я убедилась, что всё начинается с осознания клиентом его сильных сторон. Благодаря им ему удается достичь всех намеченных целей и получить твёрдую основу даже там, где почва очень зыбкая. Для определения сильных сторон клиента предлагаю воспользоваться таким инструментом как SWOT-анализ личности.
SWOT расшифровывается как:

  • Strengths — сильные стороны профессионала
  • Weaknesses — все, чего недостает для достижения цели, а также зоны развития
  • Opportunities — внешние возможности на рынке (ниши, новые отрасли и профессии, спрос на услуги)
  • Threats — внешние угрозы: то, что мешает (или может помешать).
Strengths. Сильные стороны ищем с помощью ответов на следующие вопросы:
  • Какие достоинства у вас есть, а у других нет? Например, навыки, образование, связи.
  • Что вы делаете лучше других? За что вам платят на работе?
  • К каким профессиональным ресурсам вы имеете доступ?
  • Что другие люди считают вашей сильной стороной?
  • Какие профессиональные достижения есть у вас на работе?
  • Что для вас важно в построении профессиональных коммуникаций?

Этот список вопросов поможет клиенту посмотреть на себя со стороны. В том числе глазами другого человека. Каждый из вышеупомянутых вопросов можно адресовать коллегам и близким друзьям и таким образом составить объемную картину сильных сторон.
Weaknesses. Слабые стороны ищем с помощью ответов на следующие вопросы:
  • Каких заданий вы чаще всего избегаете, потому что чувствуете себя неуверенно
  • Что именно окружающие люди считают вашими слабостями?
  • В чём, как вы считаете, вы профессионально слабы?
  • Каковы ваши негативные рабочие привычки? Например, вы часто опаздываете, неорганизованны, вспыльчивы или не умеете справляться со стрессом.
  • Есть ли у вас черты характера, которые постоянно тянут вас назад и не дают прогрессировать?

Как и в определении сильных сторон — отвечать на вопросы о слабых сторонах можно с помощью ближайшего окружения. Важно быть готовым к обратной связи и анализировать всю полученную информацию.
Opportunities. Возможности можно определить, ответив на данные вопросы:
  • Какие новые технологии помогут вам? Что можно найти в интернете из того, что вам нужно?
  • Ваша индустрия растет? Какое преимущество мы можете получить благодаря этому?
  • Есть ли у вас стратегические контакты с другими людьми, которые помогут вам?
  • Какие тенденции вы видите в мире или вашей компании, которые помогут вам в будущем?
  • Терпели ли поражение ваши конкуренты, пытаясь достичь чего-то важного? Если так, то какие выводы вы можете сделать, чтобы избежать их ошибок?
  • В чем нуждается ваша компания/отрасль/клиенты?
  • На что жалуются ваши клиенты и поставщики? Что вы можете им предложить?

После этого блока вопросов нужно помочь клиенту сопоставить его сильные стороны и возможности для их реализации. Например, если нетворкинг открывает новые возможности для развития, то нужно составить план действий, где, когда, как и с каким запросом к кому обращаться.
Threats. Угрозы можно определить с помощью ответов на следующие вопросы:
  • С какими трудностями вы сталкиваетесь на работе?
  • Есть ли коллеги, которые с вами конкурируют? Почему?
  • Меняется ли суть вашей работы и требования к ней?
  • Является ли угрозой для вас и вашей профессии развитие новых технологий?
  • Могут ли ваши слабые стороны стать угрозой для вашего будущего? Какие?

Когда есть понимание, с какими трудностями может столкнуться клиент, он действует увереннее. Весь анализ направлен на то, чтобы понять, на какие свои качества он может ориентироваться для реализации карьерной стратегии. И вот когда она воплощена на практике клиент начинает получать кайф от работы и, как следствие, достойный доход.

На каждом из этапов клиенту может понадобиться поддержка консультанта по карьере. Потому что путь самореализации – это кропотливый и системный процесс работы над собой, в котором нужно ставить цели, находить мотивацию и отмечать даже самые маленькие успехи. Зато результат того сто́ит!
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...